Наш опрос

Как Вы оценивает работу администрации района?
Всего ответов: 660

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История абазин

ЭТНОС АБАЗА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

к.и.н. Б.М. Джемакулова

Абазины (Абаза) – коренной народ Кавказа. Абазины (абазги/абаза), абхазы (апсилы/апсуа) и убыхи (пех), являются народами, составляющие единый этнос - Абаза. Абазинский язык относится абхазо-адыгской языковой группе иберийско-кавказских языков, лингвисты признали абазинский язык одним из самых трудных в Мире. В субъэтническом отношении абазины делятся на две группы: тапанта и шкарауа. На сегодняшний день абазины в основном проживают в Карачаево-Черкесской республике, Ставропольском крае, Республике Абхазия, а также в Турции, Египте, Сирии, Иордании и в других странах Мира.

В III тыс до н.э. предки современных абазин, абхазов и убыхов основали Ашуйское государство (Ашвуа) и стали создателями собственной письменности. Территория Ашуйского государства простиралась от Черного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риони) на юго-востоке. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. по V в. н.э..

В результате археологических раскопок, в разное время, было найдено более трех десятков плиток и табличек с надписями, относящиеся к Ашуйской цивилизации, в частности, на территории современной Абхазии и на территории современного Ливана (бывшей древней Финикии). В начале 60-х годов XX века в нескольких километрах от Майкопа и в двух-трех километрах от всемирно известного Майкопского кургана была найдена одна из самых важных исторических находок касающаяся истории этноса Абаза - древняя плитка с надписью.


Майкопская строительная надпись (XIII-XII вв. до н.э.) - фотография 


Майкопская строительная надпись (XIII-XII вв. до н.э.) - рисунок

Именно с майкопской находки и начались исследования древнейшей письменности Кавказа. Информация, хранящаяся на найденных плитках, пролила свет на древнюю историю этноса Абаза.

Изучая памятник древнейшей письменности Кавказа - Майкопскую надпись известный ленинградский ученый Г.Ф. Турчанинов, вместе со своими коллегами, пришел к выводу и доказал, что письмо это безоговорочно именуется ашуйским (древним абхазским = абазинским = убыхским). «На Кавказе открыта новая, доселе неизвестная науке цивилизация, - пишет Г.Ф. Турчанинов, - которая по названию страны в текстах, именуется Ашуйской цивилизацией». Это древнее имя - Ашуя закрепилось за Северо-Кавказскими абазинами-тапанта.

В начале II тысячелетия до н.э. ашуйское письмо было занесено в древнюю Финикию и утвердилось в ней как протобиблское письмо. Этим объясняется однообразие в письменностях Ашуи и Библа - столицы Финикии. Ашуйское письмо в Библе явилось в дальнейшем основой к созданию собственного финикийского письма. В свою очередь финикийское письмо стало основой латинской письменности, а на латыни, как известно, основаны многие алфавиты мира.

Уже в III тыс. до н.э., а возможно и раньше, как видно из раскопок, в частности, Майкопского кургана, ашуйцы умели добывать и обрабатывать золото, серебро и прочие металлы, изготовлять из них различные украшения.

Так, например, кости одного из скелетов, найденных в Майкопском кургане, были сплошь усеяны золотыми и серебряными украшениями.


Бусы


Диадема


Тщательно изучив украшения и другие предметы, относящиеся к погребенному, археолог Б.В. Фармаковский сделал вывод, что "Могила, открытая в Майкопском кургане, вне сомнений, была могилой вождя, очевидно богатого и обладавшего большой властью ”.

Никогда еще курганы, найденные на территории Российской Федерации, кроме скифских, не скрывали таких богатств. Майкопский погребальный комплекс стал эталоном культурной принадлежности памятников III тыс. до н.э. почти всего Северного Кавказа.


Золотой кувшин

Помимо украшений, ашуйские цари чеканили из золота монеты. Это подтверждает найденная при археологических раскопках монета, которая была сделана при правлении ашуйского царя Саулаха (II век до н.э.), достоинством ахьы акы - "один золотой”.


"Монограмма” на золотой монете царя Саулаха

Многие найденные тексты показывают, что в эпоху создания Майкопского кургана, т.е. в III тысячелетии до н.э. и позже, по крайней мере, во II тыс. до н.э., не существовало еще обособленных абазинского, абхазского и убыхского языков, все они вместе, на положении в какой-то мере сложившихся племенных диалектов, составляли один всем понятный ашуйский язык. Абазины, абхазы и убыхи были членами единой ашуйской народности, хотя внутри ее и различались племена. Что касается захоронений Майкопского кургана то, как установил Г. Ф. Турчанинов, погребенный являлся царем племени садзов и происходил из древнего рода Ачы (Ачба). Абазинская ветвь этого рода известна под патронимальным именем Лау (Лоо/Лоовы – Б.Д.).

На протяжении трех тысяч лет, с середины III тыс. до н.э. по IV в. н.э., т.е. с силлабо-пиктографических надписей на серебряных сосудах Майкопского кургана до надписей на сосудах гончарных мастеров Гагринского района Абазгии позднеантичного времени, абазинский, абхазский и убыхский языки, входившие ранее в ашуйский, были полнокровными развивающимися языками. Ашуя, в то время, уже была развитым государством. Имея богатую культуру и уже сложившиеся традиции, ашуйцы были грамотными людьми, и практически все слои населения от царя до ремесленника умели писать и читать на родном языке.

Однако, для переписки с византийскими императорами и патриархами и составления документов, а так же в связи с сильным влиянием византийской культуры на культуру абазгов в середине I тыс. н.э. цари Абазгии, стали использовать греческий алфавит. Вероятно, это во многом и послужило утрате народом собственной письменности.

В текстах ашуйских надписей дешифрованных профессором Г.Ф. Турчаниновым были обнаружены интересные и немаловажные факты. Почти во всех найденных текстах встречаются личные имена и названия племен такие как: Ла, Клыч, Ачба, Трам, Баг и др. Все эти личные имена и племенные названия значительно позже стали фамильными, которые существуют и сейчас.

Если судить по надписям на табличках, которые датируется учеными XIX в до н.э., то такие фамилии как Клычевы, Лоовы, Ачба, Трамовы, Баговы и др., очень древние по своему происхождению. С тех пор, как были написаны эти тексты, прошло около пять тысяч лет, и если мыслить логически, то естественно, ашуйский народ, его племена и фамилии сформировались задолго до создания собственной письменности. Ведь, как известно, письменность создается на основе национальной культуры, обычаев, языка, а для этого любому народу необходимо пройти долгий путь этногенеза, формирования и развития.

Вот, например, надпись, в которой упомянуто племя - Трам, встречающаяся сегодня в абазинском ауле Красный Восток (Гумлокт), в качестве фамилии Трамовы.


Бронзовая спатула из Библа XIX в. до н.э. 

В подтверждение открытий сделанных Георгием Федоровичем Турчаниновым, необходимо добавить сведения античного автора Аполлония Родосского, жившего во второй половине III в. до н. э. В его произведении "Поход аргонавтов” отразились события конца II тысячелетия до н. э., где он указывает, что "…жители столицы Колхидского царства Эи (а Колхида являлась частью Ашуйского государства – Б.Д.) сохраняют сделанные на табличках записи своих отцов, в которых изложены все пути и пределы воды и суши для путешественников”. Эти данные еще раз подтверждают факт о наличии в те далекие времена у предков современных абазин и абхазов (абаза) собственной письменности, а так же занятие ими кораблестроительством и мореходством. Ведь, как известно уже в IV тыс. до н.э. древние абазы строили корабли и выходили в море, о чем свидетельствуют археологические раскопки, а так же наличие в языке морских терминов, в том числе, понятие - морской корабль – дзыгъба, в абхазском – гьба. На территории современной Абхазии найдены судоверфи, каналы, прорытые еще в древности, которые указывают на большой опыт и традиции в области гидростроительства у древних абазин и абхазов. Археологические находки - сети, грузила и пр., найденные на территории их проживания, говорят так же о занятии ими рыболовным промыслом. 

На протяжении трех тысяч лет, уже известного нам существования, Ашуя представляла разные археологические культуры. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были Майкопская, Куроарская, Дольменная, Колхидская культуры.

Говоря о Дольменной культуре, необходимо отметить, что результаты археологических исследования таких ученных как Л.Н.Соловьев, Я. А. Федоров, В. И. Марковин, Е.П. Алексеева говорят о том, что уже во II тыс. до н.э., т.е. около четырех тысяч лет назад, протоабазины начали постепенно заселять территорию Северного Кавказа. Таким образом, в верховьях Теберды и Зеленчука, Индыша, Кяфара на северных склонах Кавказского хребта уже в те далекие времена предки абазин строили дольмены, оставив тем самым неопровержимые доказательства своего проживания на территории современной Карачаево-Черкессии еще в глубокой древности.

Об этом так же бесспорно свидетельствует топо- и гидронимика горных вершин, рек, перевальных путей и т.д. Карачаево-Черкесии и Краснодарского края, которыми абазины, абхазы и убыхи пользовались издревле.

Наши предки в те далекие времена, каменные склепы (дольмены) называли – адамра "Это величие имеющих (избранных) место”. В адамре хоронили не более трех усопших принадлежащих одному роду. Однако есть версия о том, что в дольменах людей не хоронили. Возможно, «избранные» или «величие имеющие» люди приходили сюда для медитаций с последующим уходом в иной мир. На эту мысль наводит тот факт, что все найденные человеческие останки имеют сидячее положение, а рядом с дольменами и внутри их зафиксированы сильные энергетические поля.


Дольмен 

Погребенные в адамре ашуйцы были духовными наследниками Майкопской культуры, и соответственно по мировосприятию были солнцепоклонниками. А красный цвет, по мнению ашуйцев, символизирует свет и цвет восходящего солнца. В своем научном труде профессор Г.Ф. Турчанинов отметил, что в абазинском и абхазском языках основа слова красный пщь (пщьа) является той же, что и основа слова ((а)пща) – священный, значит «красное» было «священным» и применительно к месту захоронения, запретным словом.  

На протяжении многих веков у абазин, абхазов и убыхов вырабатывалась сложная система воспитания и взаимоотношений, моральный кодекс и этикет - неписаный свод законов человеческого бытия под общим названием «апсыуара-абазара». В основе этой традиционно-бытовой культуры лежит несколько важнейших принципов - кровного родства (в прошлом молочного и аталычного), принцип сословности, возрастной принцип с вытекающими отсюда «культом» старших, принцип гостеприимства, принцип воинской отваги, мужества и героизма. Содержание данного понятия включает и горячую любовь к родине, к свободе, непримиримость к рабству и зависимости.

В основе этой системы был заложен твердо установленный порядок, основывающийся на обычаях и традициях народа, их понимания добра и зла, чести и достоинства, уважении старшинства и почитании женщин. Особое место в этой системе отводилось духовному развитию и физическому совершенствованию.

К этому можно добавить и наблюдения польского офицера Т. Лапинского, прожившего среди абазин около трех лет: «Когда вступаешь на землю свободной Абазии, то сначала не можешь понять, каким образом народ, у которого почти каждый ребенок носит оружие, который не имеет писаных законов, исполнительной власти, даже начальников, может не только существовать, но еще противостоять долгие годы такому колоссу, как Россия, и сохранить свою независимость. Причина этому - крепкая социальная организация народа, опирающаяся на национальные традиции и обычаи, которая не только охраняет личность и имущество каждого, но даже делает трудными и почти невозможными все физические и моральные попытки к покорению страны».

Важно отметить и некоторые определяющие этно-психологические особенности народа. Абазины, как и кровнородственные абхазы, на протяжении всей истории постоянно жили в напряжении. Бесконечные войны с иноземными захватчиками изнуряли народ, вместе с тем формировали его образ жизни, характер и психологию, для которого свободная жизнь являлась важнейшим достоинством человека.

Автор книги "Путешествие вокруг Кавказа” об очень важном принципе взаимоотношений людей писал: "Настолько велико уважение к старикам или старшим людям вообще, что при входе такого лица ты обязан встать, хотя бы это был человек ниже тебя по происхождению… Молодой абаза-абазин самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступал ему место, не садился без его позволения, молчал перед ним, кротко и почтительно отвечал на вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставилась молодому человеку в честь”.

Что касается этнонима абаза или абазги (абаза уагIа – народ живущий в скалах, высокогорье), надо отметить, что он встречается в сочинениях античных авторов начиная с древнегреческого историка Геродота (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, он называет также и племя абасгов. Древнегреческий географ и историк Страбон Амасийский в одной из своих книг пишет, что земля Абазгии начинается от Понтоса, раскинута по всему побережью Черного моря, до Армении. По свидетельству М. Медичи: «Абазы обитают от Сухума до Анапы». Абазы живут выше «Сванетов и Менгрельцев, на Западе от Кавказа, частию по берегам Черного моря, где находится много пристаней..., частию около истока р. Кубани». Мина Медичи также, располагал сведениями о том, что Черное море называлось Абазинским. Интересно и то, что в районе нижнего течения Дуная "абазой” называли сильный причерноморский восточный ветер.

Иноземные завоеватели, привлекаемые богатствами Абазгии, приходили непрерывной чередой на абазинский берег, принося с собой смерть для защитников независимости народа и опустошение для страны. В конце V века н.э. абазги и апсилы образовали племенной союз и начали бороться за свою независимость. В конце VIII века им удалось создать единое Абазгское государство известное в современной истории как Абхазское царство. Царство абазгов сыграло значительную роль в истории и оказало большое влияние на культурную и политическую жизнь народов Кавказа и Закавказья в конце I тыс.н.э.

Столицей Абазгского царства долгое время являлся город Анакопия (совр. Новый Афон), уже в XV веке это был хорошо укреплённый, богатый, многолюдный торговый и портовый город. На территории всей Абазгии и в ее столице было множество каменных сооружений: замки, башни, храмы, крепостные стены, в основном оборонительного характера.


Анакопийская крепость. 

Римляне, византийцы, арабы, венецианцы, ассирийцы, вавилоняне, персы, хазары, турки - таковы были сильные враги этноса Абаза. Но, не смотря на это, абазги представляли собой значительную силу, с которой вынуждены были считаться такие могущественные государства, как Римская Империя, Византия и арабские завоеватели. Правители Абазгии пользовались значительной самостоятельностью и даже скрепляли свои решения собственной печатью. Так, например, на одной из печатей, найденных в Пицунде, сохранилось имя царя Константина Абазгского.  

737 г. был переломным периодом не только для Абазгии и Апсилии, но и стал решающим моментом в истории всего Кавказа и даже Европы. Под предводительством царя Леона I войско абазгов одержало убедительную победу у стен Анакопийской крепости над 35-тысячным войском арабов, руководимых известным полководцем Мурваном-ибн-Мухаммедом, прозванным за свою жестокость Глухим. Прежде Мурван сокрушил Картли и Эгреси, правитель Картли Арчил со своим братом Миром был вынужден бежать со своей свитой в Абазгию. Арабы преследуя их вторглись в страну, заняли столицу Апсилии - город Цхум (совр. Сухум) и, затем, осадили столицу самой страны - Анакопию. Здесь абазги сокрушили арабское войско. Так под Анакопией было остановлено продвижение Мурвана дальше на Кавказ, что изменило ход Европейской истории…

  Абазгия находилась в особо тесных взаимоотношениях с Византийской империей - торгово-экономических, военно-политических, культурных - вплоть до родственных, династических отношений. Абазы входили в личную охрану императора Юстиниана. Воинские соединения из Абазгии на определенном этапе принимали активное участие и в восточных походах императора Ираклия (20-е годы VII в.). Абазгские отряды под названием «Первый эскадрон абазгов» (Ala prima abasgorum) составляли нередко особую часть византийской армии и принимали активное участие во многих крупных военных операциях, которые приходилось осуществлять Византии.


Абазгский меч IV-V вв н.э. Вдоль клинка надпись: ala prima abazgorum (первый эскадрон абазгов).

В Абазгии, как и в Апсилии, существовала наследственная власть. Сохранился перечень правителей, называемый «Диван абазгских царей». Он представляет собой список владетелей Абазгского и Апсильского княжеств, начиная с VII в. и властителей Абазгского царства VIII-X вв. В начале XV века «Диван абазгских царей» был переписан, затем его обновили во второй половине XVIII века.  

Основателями Абазгского царства стала династия Леонидов. По утверждению профессора Л.И. Лаврова царь Леон I и его потомки происходили из рода крупнейших абазгских//абазинских феодалов Лау (Алоу, Лоо, Лоовых), чья фамилия существует и сейчас.

Что касается различных документов, монет, каменных плит и т.д., современных Абазгскому царству, в которых идет речь либо упоминается эта страна или ее правители, то они говорят сами за себя. Вот, например, эпитафия на надгробной плите Византийского императора Василия II гласит: «Никто не видел меча моего отдыхающим, и об этом свидетельствуют скифы, персы,… абазги…».

Абазги сплошь и рядом принимали самое непосредственное и самое активное участие в ожесточенных закулисных и открытых политических схватках, которые так часто сотрясали до основания стены византийского двора. При этом важную роль играли и династические связи. Так, например, одна из абазгских принцесс была женой византийского императора Иоанна II и матерью Византийского императора Мануила из династии Комниных. В 622 году Византийская Империя совершила поход против Ирана. Описывая это событие, Феофан Летописец писал: "... Но армия не поддержала его (императора) в этом, особенно не согласились его союзники из абазгов, лазов, иверийцев” и "вернулись на родину”. По мнению профессора Ш.Д. Инал-Ипа, весьма показательно, что абазгские "союзники” могли позволить себе не соглашаться с действиями императора и даже возвращаться по своему усмотрению на родину.

В конце IX века в Византии под руководством Фомы Славянина, объявившего себя императором и осадившего Константинополь (821-823 гг.), вспыхнуло крупное народное восстание. Говоря об участии его сторонников, византийский историк Генесий пишет, что Фома "заключил союз с индами, египтянами, ассириянами, абасгами, славянами, гуннами …».

А ко времени правления Абазгского царя Георгия II (Х век) относятся два письма константинопольского патриарха. В одном из них патриарх выражает соболезнование Георгию по случаю кончины его отца Константина III и благословлял на царство. Во втором обсуждались дела политические. Письма были скреплены золотыми буллами в два солида. В соответствии с церемониями, форма обращения была следующая: «От христолюбивых владык славному властителю Абазгии». Из всего этого видно, что в указанный период Абазгское царство представляло наиболее значительную силу на Кавказе.

В конце X века в Абазгии происходит смена правящей династии. Дело в том, что все сыновья царя Георгия II не имели наследников и в результате этого в 978 году сын дочери абазгского царя и тао-кларджетского феодала Гургена Багратиона был провозглашен царем Абазгии, до его совершеннолетия регентшей была его мать - сестра трех последних царей из династии Леонидов царица Гурандухт.

Таким образом, царем абазгов становиться Баграт III родоначальник династии Багратидов. При Баграте титул абазгских царей стал звучать как «царь абазгов и картвелов». В середине XIII в. «Единое царство абазгов и картвелов» распадается на два царства. Этот важный момент политического распада зафиксировал армянский историк Хетум (XIII в.) в своем труде «История монголов»: «Это царство разделяется на две части. Одна часть называется Картлия, а другая - Абазгия. Там было всего два царя, один из которых, т. е. картлийский царь, подчиняется самодержцу Азии, а абазгский царь силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго... ».

Говоря об Абзагском царстве нельзя обойти вниманием один из главнейших символов этноса Абаза – наше знамя. В одном из документальных упоминаний, в котором описывается флаг абазгов, говорится: «… что на красном знамени, развившемся над городом Себастополисом (совр. Сухум - Б.Д.) была изображена белая человеческая ладонь…». Документ относится к XII н.э.

Хотелось бы вспомнить и момент описания флага абазгов в исторической повести «У стен Анакопии»: «…Над главной башней Анакопии развивалось алое знамя с изображением открытой ладони – символа открытой души и дружелюбия абазгов, но эта рука умеет сжиматься в крепкий кулак и давать сдачи тем, кто приходит в Абазгию с недобрыми намерениями…». Это знамя дошло до нас через века и сегодня оно является символом единства и благородства души абазинского и абхазского (Абаза) народа.


Флаг абазгов на Анакопийской крепости.

В период расцвета Абазгского царства уже в X веке, на северной стороне Кавказского хребта, окончательно оформляется область проживания северокавказских абазгов, которые в современной истории известны как абазины. В период правления царя Георгий II продолжается культурная экспансию на Северный Кавказ, где строятся храмы, представляющие абазгскую архитектурную школу, в 923 году северные абазги под предводительством князя Бера вторгаются в Армению. Однако, как уже говорилось выше, протоабазины начали постепенно заселять территорию Северного Кавказа уже в глубокой древности, т.е. около пяти тысяч лет назад. В конце I -начале II тыс. н.э. на три переселенческих потока повлияли: Во-первых, византийско-персидские войны в VI в.; во- вторых, арабское нашествие в VIII в., в-третьих, XII в. татаро-монгольское нашествие. Эти три волны перехода нужно называть вторичным заселением абазинами Северного Кавказа.

Продолжение ЗДЕСЬ ...


Руководство



Ниров Мухаджир Чагбанович
Биография

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей


Ссылки

  • Сайт Президента РФ
  • Сайт Правительства РФ
  • Сайт Госдумы РФ
  • Сайт Главы КЧР
  • Сайт Народного Собрания КЧР
  • Союз абазинской молодежи "Шарпны"
  • Абазашта
  • Новости КЧР
  • Сайт Избирательной комиссии КЧР